Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

08.07.2016 14:10 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 27 от 08.07.2016 г.

Палешанка стала победительницей Всероссийского конкурса

Сейчас как никогда актуальным становится вопрос сохранения и приумножения лучших трудовых и культурных традиций России. Поэтому вопрос информирования населения России о достижениях сограждан, внесших значительный вклад в развитие страны, поставлен на государственный уровень.

Еще в 2014-2015 годах по инициативе Общероссийской общественной организации «РОССИЯ» был проведен Всероссийский конкурс «Российская династия». Он вызвал огромный интерес в регионах. По многочисленным просьбам оргкомитетом, возглавляемым председателем Союза журналистов России В.Л. Богдановым было принято решение о проведении второго Всероссийского конкурса. Проект направлен на возрождение российского патриотизма через семейные ценности.

Участниками конкурса являлись семейные династии, представители которых проживают и работают в настоящее время или работали и проживали ранее в России. Под династией рассматривались члены одной семьи и их близкие родственники в количестве трех поколений и более. К участию в конкурсе допускались творческие работы, подготовленные гражданами без ограничения возраста, места жительства, социального статуса и рода занятий.

На заключительном заседании организационного комитета, были подведены итоги конкурса. Всего на конкурс было прислано 623 работы из 53 регионов. На федеральном этапе конкурса рассматривались 323 работы.

В состав экспертной комиссии входили: В.Л. Богданов, председатель Союза журналистов России и одновременно председатель оргкомитета; Л.А. Бокерия, директор НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН, действительный член РАН; Н.Н. Дроздов, российский учёный-зоолог, доктор биологических наук, профессор МГУ; А.Я. Михайлов, народный артист России; Н.В. Новичихина, начальник Управления Президиума Центрального штаба ООО «РОССИЯ»; Ю.М. Поляков, главный редактор «Литературной газеты»; А.Д. Усов, председатель Центрального штаба ООО «РОССИЯ», член Союза писателей России; А.Н. Шатилова, народная артистка России; Е.З. Яшина, член Центрального штаба, руководитель проектного направления ООО "РОССИЯ" "Российская династия" (ответственный секретарь).

В этом году экспертам  было трудно определиться с победителями в связи с высоким уровнем работ. В номинации «Гордость России» первое место получила большая и серьезная исследовательская работа учителя истории и обществознания Палехской средней школы С.О. Быковой  о семье Зубковых — потомственных художниках, иконописцах, одних из родоначальников фряжского иконописного стиля и знаменитой палехской росписи в технике лаковой миниатюры.

Победители в каждой номинации определялись путем открытого голосования членов конкурсной комиссии. По результатам конкурса осенью планируется выход книги «Российские династии».

Сегодня мы знакомим читателей с исследованием, завоевавшим первое место, (в сокращении) и поздравляем Светлану Олеговну Быкову с этой победой.

Из рода сотника Зубка

Земля наша Палехская пережила немало важных событий, накопила свои культурные богатства, воспитала замечательных людей и сохранила для нас такую атмосферу, благодаря которой хочется творить. Редкое удовольствие — неспешные прогулки по Палеху — тихому, домашнему, родному. Рано ли утром, поздно ли вечером, не бывает, чтобы никого не встретить, не остановиться, чтобы перекинуться несколькими словами…

В 4-х километрах от Палеха, среди лесов на берегу речки Люлех, расположена небольшая деревенька Дерягино. С давних времён в ней жили семьи иконописцев, среди которых многие имели фамилию Зубковы. Если верить в правдивость предания, хранящегося в роде Париловых, то род Зубковых берёт своё начало от сотника Зубка, пришедшего в Палех в дружине князя Давида Палецкого, — а было это в XIV-м веке. После женитьбы Зубка на местной девушке и появилась фамилия Зубковых.

Родословная семьи Зубковых очень интересна и богата, мои предки по материнской линии были очень талантливыми и незаурядными людьми, большими знатоками и великолепными мастерами иконописного дела. С самого рождения в руках держали кисточку, считая естественным состояние художника. Они были людьми всецело поглощенными работой, смыслом их жизни было искусство.

Зубковы не были крепостными, были знакомы с фряжским стилем, могли писать всю икону от начала до конца, т. е. владели «личным» и «доличным» письмом. Такие мастера высоко ценились и были в почете. Хозяину было выгодно нанимать одного художника, а не целую бригаду. Сельским хозяйством они занимались мало, т. к. постоянно разъезжали по церквам и монастырям, украшая с помощью кисти и красок стены.

После революции 1917 года, когда иконописное искусство стало не востребованным, пытались найти себя в новых условиях жизни. В 1924 году прадед — Иван Иванович Зубков и его брат — Александр Иванович Зубков, стояли у истоков основания Артели древней живописи и имели непосредственное отношение к рождению искусства палехской лаковой миниатюры.

Говоря о старых мастерах, организаторах Артели древней живописи, мы вспоминаем фотографии трудных 20-х — 30-х годов. И так привыкли к изображенным на них художникам в потертых пиджаках, с усталыми лицами, скромно одетым, что с удивлением вглядываемся в другие фотографии на плотном картоне, с тиснеными золотыми буквами и ажурными виньетками по бокам, на снимки, сохранившие на века иконописцев дореволюционного Палеха.

Старая фотография — ценный документ. Она, словно повесть о годах минувших, может без слов рассказать многое о людях, изображенных на ней, рассказать о культуре и нравах, о традициях и состоянии души человека.

Наверное, у многих в домашних альбомах пылятся старые забытые фотографии. Уверена, что есть среди них и неизвестные лица. Стоит спросить у своих мам, бабушек и дедушек, кто они — эти люди, как они жили, чем занимались. Так важно записать историю сейчас, пока живы ее носители. Пусть ушедшие в небытие предшественники станут ближе, и не прервется связь поколений рода.

Палех обладает особой притягательностью, атмосферой творчества. Георгий Дмитриевич Филимонов (1828-1898 гг.), известный русский историк и археолог, побывавший в Палехе в 1863 г., писал: «В пользу древности иконного дела в Палехе говорили подлинники с несомненными свидетельствами здешних редакций, множество древних рисунков, из которых некоторые сохранили даже фамилии настоящих здешних мастеров, наконец, старые образа, древности в церквах, древности в домах. Странствуя по работам в различных, иногда отдалённых, местах России, проживая годами в столицах, немудрено, что они выработали из себя народ общительный, толковый… и судят о современных вопросах политики с здравым толком Русского человека… В деле иконописи ни одна местность в России не может сравниться в настоящее время с Палехом, потому что иконопись здесь не одно средство, а цель» — и поэтому с лёгкой руки Г.Д. Филимонова с тех пор к Палеху прочно пристало название «село-академия».

Никодим Павлович Кондаков (1844-1925 гг.), академик, историк и археолог, также посетивший Палех, отмечает, что, несмотря на отвратительные дороги, «Палех может и перед городами похвастать своими каменными домами, мастерскими, складами и усадьбами. Особенно поразил его Крестовоздвиженский храм. «Палеховцы имели в своё время настолько сметки, что запаслись своими лучшими работами. Местные иконы превосходных писем убеждают нас, что известные царские мастера немногим превосходят палеховских иконописцев…. Вообще, главная палеховская церковь есть своего рода местный музей и притом из самых разумных, натуральных, цельный и неутомительный».

Многие отмечают своеобразие атмосферы Палеха. Так писатель Ефим Вихрев писал о своей первой встрече с Палехом: «На подъезде к Палеху шуйская туча догнала нас и грянула пятиминутным ливнем. Зато, какие роскошные, радужные ворота раскрылись перед нами! Целые три концентрические радуги заключили Палех в свои семицветные объятья! И вот вскоре я уже шёл по наклонным улицам крестообразного села». Действительно, улицы старого Палеха были расположены в форме креста. Случайность ли это? Почти все, кто бывал в Палехе, ходил по его улицам, отмечают необычную ауру этого места. Французский журналист Поль Вайян-Кутюрье, побывав в Палехе, писал: «Как легко дышится, когда приезжаешь в Палех!».

К началу XXI века поселок представляет собой милый провинциальный уголок, где свято чтут традиции предков и бережно хранят памятники культуры. В архитектурном плане поселок не сильно изменился, сохранилось много кирпичных двухэтажных строений — свидетелей истории иконописного дореволюционного Палеха. Осталась прежней живописная речушка Палешка, протекающая в центре села и утопающая в ивах, ольхе и березах. Веяния времени сказались на внешнем облике Палеха: другая планировка улиц, новые постройки. Многим палешанам не приходилось видеть красных флагов над куполами Крестовоздвиженского храма, непривычен вид могилы Ефима Вихрева возле храма, больше похожей на алтарь, или домашний скот, пасущийся в самом центре Палеха.

За последние десятилетия многие села прекратили свое существование, многие сейчас на грани вымирания. А ведь каждое село, каждый поселок — это целый мир, это живой организм, у которого есть душа. Палех — это наша малая родина, имеющая свою историю, свою судьбу, тысячами нитей переплетенную с судьбой России.

Палеху есть чем гордиться! Чем больше мы будем знать о жизни своих предков, тем духовно богаче станет наша жизнь, тем больше будет ответственность за настоящее и будущее Палеха.

В истории старого Палеха много неизвестного. Хочется, чтобы нынешнее поколение стремилось как можно больше знать о своих далёких предках, корнях своего рода, истоках искусства палехской иконописи, чтобы не быть «Иванами, родства не помнящими».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

102