Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

20.04.2018 09:42 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 16 от 20.04.2018 г.

Борьба за звание человека

Автор: С. Алова

Еще несколько лет назад ветераны Великой Отечественной приносили цветы к памятнику в День Победы, но годы берут свое... На фото ветеран Я.К. Кириллов.

Всего несколько недель отделяют нас от, наверное, главного праздника в нашей стране – Дня Победы. Во многих населенных пунктах он пройдет уже без присутствия самих участников тех событий. В нашем районе их – ветеранов Великой Отечественной – осталось всего четверо: Яков Кириллович Кириллов, Валерий Николаевич Чистяков, Иван Васильевич Коновалов, Борис Васильевич Филатов – и по состоянию здоровья им трудно присутствовать на празднике.

Уже и дети их – дети войны – стали пожилыми за 70 с лишним послевоенных лет. Бесценны их воспоминания о детстве, о своих родных, о воле народа к победе и о том, какой ценой она досталась великой стране. Бесценны потому, что со временем появляется все больше фальсификаций истории и стремления умалить подвиг советских людей в той войне. Многие герои остались безымянными, многие, вернувшись с фронта больными, израненными, вели скромную жизнь, не зная никаких почестей и наград. Почти в каждой семье есть свои герои, среди них много тех, кто навеки остался молодым. Их внуки и правнуки никогда не видели их за столом на семейных торжествах, не теребили за руку: «Деда, расскажи!», но они вновь 9 Мая пройдут Бессмертным полком к памятнику павшим воинам-землякам, чтобы всей своей судьбой рассказать: нет на земле ничего дороже мира, счастья и спокойствия близких людей, и за это заплачена самая дорогая цена.

Только в последние два – три десятилетия, когда многих победителей уже не было в живых, им стали воздавать заслуженные кровью и жизнью самой почести, уделять больше внимания на государственном уровне и в обществе, но все мы, их внуки и правнуки, перед ними навеки в неоплатном долгу.

Пройдя через страшные испытания, потери родных и дорогих друзей, защитники Родины, сохранили главное, великодушие и милосердие, даже к повергнутому врагу. Символично, что в немецком Трептов-парке был установлен памятник советскому солдату со спасенной девочкой на руках.

И это не просто символ. Это реальная история, произошедшая в 1945-ом году в Берлине. Автор монумента — «Воин-освободитель» – так называется памятник – скульптор Е.В. Вучетич.

Внутри постамента находится зал памяти. На стенах – мозаичное панно с изображёнными представителями разных народов, они возлагают венки к могиле советских воинов. Над ними сделана надпись на русском языке и на немецком, которая гласит: «Ныне все признают, что советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом великая заслуга советского народа перед историей человечества».

Центральная часть зала представляет собой постамент в форме куба, выточенный из чёрного камня. На нём стоит золотой ларец, внутри которого хранится пергаментная книга в сафьяновом переплёте красного цвета. Туда вписаны имена всех воинов, которые погибли в битвах за Берлин и покоятся в братских могилах. Зал украшен большой люстрой из рубинов и хрусталя, которая выполнена в виде ордена Победы. 8 мая 1949 года – это дата открытия мемориального комплекса.

И по сей день Германия выполняет условия договора, и памятнику обеспечено надлежащее содержание. Советский солдат с немецкой девочкой на руках входит в число самых ухоженных памятников страны. В 2003 году Германия финансировала реставрацию монумента, на которую потратила почти три миллиона евро.

Подвиг неизвестного солдата с девочкой на руках создан на основе реальных событий, и имя этого героя дошло до наших дней. Прототип воина-освободителя – Николай Масалов из Кемеровской области. Во время одного из штурмов Берлина, а именно 30 апреля 45 года, советский солдат услышал детский плач. Под мостом, расположенным на линии фронта, он нашёл светловолосую девочку лет трёх, которая сидела около убитой матери, теребила её, плакала и звала «муттер». Не раздумывая, солдат схватил малышку и побежал с ней на руках к своим. Немцы начали палить, ранили Николая в ногу, но он не бросил девочку, вынес её с поля боя, рискуя своей жизнью. На Потсдамском мосту, том самом, из-под которого Масалов вынес ребёнка, в 2003 году была установлена табличка в память о подвиге, который совершил советский солдат.

Какой же была судьба того, чей подвиг запечатлён в этом бронзовом изваянии? Из всех его товарищей до Берлина вместе с ним дошёл только один капитан Стефаненко. Сам Н. Масалов перенёс три ранения и дважды был контужен. После войны он вернулся в родное село, а потом переехал в город Тяжин, где работал в детском саду завхозом. Слава обрушилась на героя через 20 лет после того как отгремели последние залпы орудий. О нём был снят документальный фильм, о его подвиге писали все газеты. Ему удалось побывать в Берлине. Он видел памятник, прототипом которого стал. Советскому герою было присвоено звание почётного гражданина Берлина в 1969 году. Николай Иванович был скромным, и ему не нравилось, что его поступок называли подвигом. Сам он говорил, что не считает это геройством. Сейчас Николая Ивановича уже нет в живых.

С этой историей перекликаются стихи Игоря Растеряева о деде-ветеране. Автор в свойственной манере простоты и прямоты, отказываясь от красивостей, пафосности и «спецэффектов», так искренне выразил главное, что сумело вынести то поколение из войны – сохранить в себе человеческое, не ответить звериным на звериное.

Я не видал родных дедов,

И видеть мог едва ли:

Все до рожденья моего

Они поумирали.

Но я не обделён судьбой,

Я всё равно счастливый.

Был рядом дед, пусть не родной,

Но горячо любимый.

Он был нерусский — из армян,

С деревни, из народа –

Агван Тиграныч Григорян,

Двадцать шестого года.

Он был герой и ветеран –

Такой, что прямо с книжки –

Для всех. А я ему кидал

За шиворот ледышки.

Я про войну всё с детства знал —

Ведь дед, без всякой лажи,

Мне каждый день преподавал

С тарелкой манной каши.

Всё было так: он мирно пас

Овец у Арарата.

И вдруг взяла пошла на нас

Немецкая армада,

Чтобы ни русских, ни армян

Здесь не было в природе,

Но тут подъехал дед Агван,

И он был резко против.

Подъехал, правда, не один…

Стекались, словно реки,

Туда и тысячи грузин,

Казахи и узбеки…

Разноязыкою толпой

Они в окопы сели.

И в тех окопах всей гурьбой

Мгновенно обрусели.

Вместо овец на этот раз

Другие были звери.

И дед в прицел свой

«Тигра» пас, крутил хвоста «Пантере»…

По–русски с ним общенье шло

Сперва не идеально,

Но фразу «Башню сорвало»

Он понимал – буквально.

Я с дедом мог тарелки три

Съедать той самой каши,

Внимая, как они пошли

На Запад пешим маршем.

И, как всегда, в который раз

В итоге накидали…

А дальше шёл такой рассказ,

Как в слёзном сериале:

«Берлин. Апрель. Земля дрожит.

Снаряды, пули – градом…»

И дед по улице бежит

С трофейным автоматом.

Кругом — разбитые дома,

Как гор кавказских гребни.

С собой у деда пять гранат,

Вдруг глядь: на куче щебня

Лежит, скулит от страшных ран,

Один, как щепка в шторме,

Такой же, как и он, пацан,

Но лишь в немецкой форме.

И тычет деду на окно,

Руками объясняет,

Что он у дома своего

Лежит и помирает.

Что там родители его,

Что он берлинский, местный,

Его войною домело

До своего подъезда.

И дед поверх своих поклаж

Хоть был не сильный самый,

Взвалил его, и на этаж –

Туда, где папа с мамой,

Где взрывом балку повело,

Где теплится лампада:

«Встречайте, фрау, своего

Немецкого солдата»…

Дед, говоря про этот миг,

Вдруг сразу изменялся:

Про страшный материнский крик,

Про то, как там остался.

Как в кухне, где горел шандал,

Воды ему нагрели,

Как с грязью ненависть смывал

За годы и недели,

Как спал на белых простынях

Среди войны и ада

И видел сны о мирных днях

В долине Арарата.

Как утром снова он пошёл

К победной близкой дате,

Услышав сзади «Danke schon»,

Ответив им «Прощайте»…

Тут я перебивал всегда,

Дослушивал едва ли:

«Дедуня, что за ерунда?

Давай, как вы стреляли!

Давай, как ты горел в огне,

Чуть не погиб на мине…» —

Неинтересно было мне

Про простыни в Берлине.

Но дед чего-то замолкал,

Шёл за добавкой каши

И кашу снова в рот толкал,

Чтоб стал быстрей я старше…

Его уж нет, а я большой.

И вдруг я докумекал:

В тот день был самый главный бой -

За званье человека.

Сейчас в мире вновь неспокойно. Обстановка международной напряженности нагнетает страх за будущее, за судьбы детей. Но кроме внешних врагов, представляющих Россию агрессором, устраивающих всевозможные провокации, есть у нас и враги внутренние – равнодушие и разобщенность между людьми, стремление жить в своей скорлупе и только личными интересами. Сила народа всегда была в его единстве, это доказывает вся наша история. Только так можно победить и уничтожить причины, мешающие нам строить счастливую и безоблачную жизнь в свободной стране. Борьба за звание человека продолжается из поколения в поколение.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

106