Борьба за звание человека
Всего несколько недель отделяют нас от, наверное, главного праздника в нашей стране – Дня Победы. Во многих населенных пунктах он пройдет уже без присутствия самих участников тех событий. В нашем районе их – ветеранов Великой Отечественной – осталось всего четверо: Яков Кириллович Кириллов, Валерий Николаевич Чистяков, Иван Васильевич Коновалов, Борис Васильевич Филатов – и по состоянию здоровья им трудно присутствовать на празднике.
Уже и дети их – дети войны – стали пожилыми за 70 с лишним послевоенных лет. Бесценны их воспоминания о детстве, о своих родных, о воле народа к победе и о том, какой ценой она досталась великой стране. Бесценны потому, что со временем появляется все больше фальсификаций истории и стремления умалить подвиг советских людей в той войне. Многие герои остались безымянными, многие, вернувшись с фронта больными, израненными, вели скромную жизнь, не зная никаких почестей и наград. Почти в каждой семье есть свои герои, среди них много тех, кто навеки остался молодым. Их внуки и правнуки никогда не видели их за столом на семейных торжествах, не теребили за руку: «Деда, расскажи!», но они вновь 9 Мая пройдут Бессмертным полком к памятнику павшим воинам-землякам, чтобы всей своей судьбой рассказать: нет на земле ничего дороже мира, счастья и спокойствия близких людей, и за это заплачена самая дорогая цена.
Только в последние два – три десятилетия, когда многих победителей уже не было в живых, им стали воздавать заслуженные кровью и жизнью самой почести, уделять больше внимания на государственном уровне и в обществе, но все мы, их внуки и правнуки, перед ними навеки в неоплатном долгу.
Пройдя через страшные испытания, потери родных и дорогих друзей, защитники Родины, сохранили главное, великодушие и милосердие, даже к повергнутому врагу. Символично, что в немецком Трептов-парке был установлен памятник советскому солдату со спасенной девочкой на руках.
И это не просто символ. Это реальная история, произошедшая в 1945-ом году в Берлине. Автор монумента — «Воин-освободитель» – так называется памятник – скульптор Е.В. Вучетич.
Внутри постамента находится зал памяти. На стенах – мозаичное панно с изображёнными представителями разных народов, они возлагают венки к могиле советских воинов. Над ними сделана надпись на русском языке и на немецком, которая гласит: «Ныне все признают, что советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом великая заслуга советского народа перед историей человечества».
Центральная часть зала представляет собой постамент в форме куба, выточенный из чёрного камня. На нём стоит золотой ларец, внутри которого хранится пергаментная книга в сафьяновом переплёте красного цвета. Туда вписаны имена всех воинов, которые погибли в битвах за Берлин и покоятся в братских могилах. Зал украшен большой люстрой из рубинов и хрусталя, которая выполнена в виде ордена Победы. 8 мая 1949 года – это дата открытия мемориального комплекса.
И по сей день Германия выполняет условия договора, и памятнику обеспечено надлежащее содержание. Советский солдат с немецкой девочкой на руках входит в число самых ухоженных памятников страны. В 2003 году Германия финансировала реставрацию монумента, на которую потратила почти три миллиона евро.
Подвиг неизвестного солдата с девочкой на руках создан на основе реальных событий, и имя этого героя дошло до наших дней. Прототип воина-освободителя – Николай Масалов из Кемеровской области. Во время одного из штурмов Берлина, а именно 30 апреля 45 года, советский солдат услышал детский плач. Под мостом, расположенным на линии фронта, он нашёл светловолосую девочку лет трёх, которая сидела около убитой матери, теребила её, плакала и звала «муттер». Не раздумывая, солдат схватил малышку и побежал с ней на руках к своим. Немцы начали палить, ранили Николая в ногу, но он не бросил девочку, вынес её с поля боя, рискуя своей жизнью. На Потсдамском мосту, том самом, из-под которого Масалов вынес ребёнка, в 2003 году была установлена табличка в память о подвиге, который совершил советский солдат.
Какой же была судьба того, чей подвиг запечатлён в этом бронзовом изваянии? Из всех его товарищей до Берлина вместе с ним дошёл только один капитан Стефаненко. Сам Н. Масалов перенёс три ранения и дважды был контужен. После войны он вернулся в родное село, а потом переехал в город Тяжин, где работал в детском саду завхозом. Слава обрушилась на героя через 20 лет после того как отгремели последние залпы орудий. О нём был снят документальный фильм, о его подвиге писали все газеты. Ему удалось побывать в Берлине. Он видел памятник, прототипом которого стал. Советскому герою было присвоено звание почётного гражданина Берлина в 1969 году. Николай Иванович был скромным, и ему не нравилось, что его поступок называли подвигом. Сам он говорил, что не считает это геройством. Сейчас Николая Ивановича уже нет в живых.
С этой историей перекликаются стихи Игоря Растеряева о деде-ветеране. Автор в свойственной манере простоты и прямоты, отказываясь от красивостей, пафосности и «спецэффектов», так искренне выразил главное, что сумело вынести то поколение из войны – сохранить в себе человеческое, не ответить звериным на звериное.
Я не видал родных дедов,
И видеть мог едва ли:
Все до рожденья моего
Они поумирали.
Но я не обделён судьбой,
Я всё равно счастливый.
Был рядом дед, пусть не родной,
Но горячо любимый.
Он был нерусский — из армян,
С деревни, из народа –
Агван Тиграныч Григорян,
Двадцать шестого года.
Он был герой и ветеран –
Такой, что прямо с книжки –
Для всех. А я ему кидал
За шиворот ледышки.
Я про войну всё с детства знал —
Ведь дед, без всякой лажи,
Мне каждый день преподавал
С тарелкой манной каши.
Всё было так: он мирно пас
Овец у Арарата.
И вдруг взяла пошла на нас
Немецкая армада,
Чтобы ни русских, ни армян
Здесь не было в природе,
Но тут подъехал дед Агван,
И он был резко против.
Подъехал, правда, не один…
Стекались, словно реки,
Туда и тысячи грузин,
Казахи и узбеки…
Разноязыкою толпой
Они в окопы сели.
И в тех окопах всей гурьбой
Мгновенно обрусели.
Вместо овец на этот раз
Другие были звери.
И дед в прицел свой
«Тигра» пас, крутил хвоста «Пантере»…
По–русски с ним общенье шло
Сперва не идеально,
Но фразу «Башню сорвало»
Он понимал – буквально.
Я с дедом мог тарелки три
Съедать той самой каши,
Внимая, как они пошли
На Запад пешим маршем.
И, как всегда, в который раз
В итоге накидали…
А дальше шёл такой рассказ,
Как в слёзном сериале:
«Берлин. Апрель. Земля дрожит.
Снаряды, пули – градом…»
И дед по улице бежит
С трофейным автоматом.
Кругом — разбитые дома,
Как гор кавказских гребни.
С собой у деда пять гранат,
Вдруг глядь: на куче щебня
Лежит, скулит от страшных ран,
Один, как щепка в шторме,
Такой же, как и он, пацан,
Но лишь в немецкой форме.
И тычет деду на окно,
Руками объясняет,
Что он у дома своего
Лежит и помирает.
Что там родители его,
Что он берлинский, местный,
Его войною домело
До своего подъезда.
И дед поверх своих поклаж
Хоть был не сильный самый,
Взвалил его, и на этаж –
Туда, где папа с мамой,
Где взрывом балку повело,
Где теплится лампада:
«Встречайте, фрау, своего
Немецкого солдата»…
Дед, говоря про этот миг,
Вдруг сразу изменялся:
Про страшный материнский крик,
Про то, как там остался.
Как в кухне, где горел шандал,
Воды ему нагрели,
Как с грязью ненависть смывал
За годы и недели,
Как спал на белых простынях
Среди войны и ада
И видел сны о мирных днях
В долине Арарата.
Как утром снова он пошёл
К победной близкой дате,
Услышав сзади «Danke schon»,
Ответив им «Прощайте»…
Тут я перебивал всегда,
Дослушивал едва ли:
«Дедуня, что за ерунда?
Давай, как вы стреляли!
Давай, как ты горел в огне,
Чуть не погиб на мине…» —
Неинтересно было мне
Про простыни в Берлине.
Но дед чего-то замолкал,
Шёл за добавкой каши
И кашу снова в рот толкал,
Чтоб стал быстрей я старше…
Его уж нет, а я большой.
И вдруг я докумекал:
В тот день был самый главный бой -
За званье человека.
Сейчас в мире вновь неспокойно. Обстановка международной напряженности нагнетает страх за будущее, за судьбы детей. Но кроме внешних врагов, представляющих Россию агрессором, устраивающих всевозможные провокации, есть у нас и враги внутренние – равнодушие и разобщенность между людьми, стремление жить в своей скорлупе и только личными интересами. Сила народа всегда была в его единстве, это доказывает вся наша история. Только так можно победить и уничтожить причины, мешающие нам строить счастливую и безоблачную жизнь в свободной стране. Борьба за звание человека продолжается из поколения в поколение.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.