Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

19.01.2018 09:52 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 3 от 19.01.2018 г.

Татьяна Залесская: «Дети всегда остаются детьми!»

Автор: Е. Лакеев

После очередного заседания комиссии.

14 января исполнилось 100 лет со дня образования комиссии по делам несовершеннолетних (КДН). Год 1918 — голод, разруха, множество детей, оказавшихся на улице. Основной задачей комиссий становится координация всех органов власти в борьбе с безнадзорностью, преступностью и правонарушениями несовершеннолетних. За век существования комиссии менялись формы и методы ее работы, но основное оставалось главным — защита прав несовершеннолетних. Мы уже познакомили читателей с тем, как КДН работает в Палехском районе в наше время. Сегодня же поговорим с Татьяной Владимировной Залесской, которая работала на должности секретаря комиссии с 1981 года — более 30 лет. И это был нелегкий период в истории страны: время перемен, 90-е…

- У Вас удивительный опыт, Вы смогли поработать с трудными подростками в трех совершенно разных десятилетиях: 80-е, 90-е, 2000-е.

- Вы знаете, дети всегда остаются детьми! (улыбается). Они бывают веселыми и грустными, сердитыми и добрыми, но дети редко совершают поступки со злым умыслом, чаще всего они просто не думают о последствиях. Когда я начинала работать, мне не хватало опыта, в трудных случаях обращалась за советом к замечательной учительнице Людмиле Николаевне Семеновой. Так вот, она всегда говорила: «Нет плохих детей, они все хорошие, их надо правильно воспитать».

Да, десятилетия были разными. В 80-е больших трудностей в работе комиссии не возникало, у всех людей в нашем районе была работа, и дети были обеспечены всем необходимым. Конечно, встречались люди, злоупотребляющие спиртным, на которых не действовали ни уговоры, ни меры общественного воздействия, но их было немного.

Что касается трудновоспитуемых или «трудных» подростков, то они были, и, наверное, будут во все времена. Педагоги, милиция, КДН, работники культуры, общественность — все работали над их перевоспитанием. Главное в то время не было проблем с занятостью: подростки могли устроиться на временную или на постоянную работу. Как-то раз ко мне в кабинет пришли ребята, человек 5 или 6, а кабинет крошечный, для посетителей всего два стула. Они сели на пол и заявили: «Пока не дадите нам направление на работу, мы от вас не уйдем!» (смеемся).

Я что хочу сказать, мне понадобилось буквально час или полтора, и работа была найдена. Все ребята получили направления и разошлись по различным предприятиям.

- Трудно представить сейчас такую ситуацию.

- На кирпичном много наших мальчишек работало! Задачей комиссии была проверка соблюдения законодательства о труде несовершеннолетних. Подросткам нельзя работать на тяжелом производстве, поэтому мы взвешивали кирпичи, и сырец и те, что подсохли на стеллажах. Вес кирпича сырца для подростков был выше нормы, когда же кирпич немного подсушат, уже можно работать. Мы делали рекомендации по результатам таких проверок. И руководители предприятий сразу вносили изменения в рабочий процесс ребят.

Все мы знаем, что словами детей не перевоспитаешь, поэтому на комиссии решались вопросы организации спортивных и технических кружков для подростков. Мы мечтали создать освещенную лыжную трассу, не знали, куда лучше провести ее: в Ковшово или по полоскам?

- Освещенную?

- Именно. В парке была оборудована летняя танцевальная площадка, только просуществовала она, жаль, недолго. Мы расчищали катки, заливали горки. По улице Ленина, от церкви вниз организовывалась самая длинная горка в Палехе. И она была востребована, по 50 человек молодежи катались на ней. Это вместо того чтобы идти и пить пиво.

Разная судьба сложилась у подростков, стоявших в то время на учете, но большинство их выросли достойными людьми. Это взрослых людей перевоспитать практически невозможно, а детей просто надо занять интересным делом. Мальчишек интересует техника. Когда приходишь в семью и видишь тиски, прикрученные прямо к письменному столу, а рядом с ними — различные железки, то, очевидно, из этого мальчишки будет толк. У одних — утепленная мастерская во дворе, у других на веранде в разобранном виде стоит целый мотоцикл. В эти семьи можно больше не заходить. Родители с воспитанием сына справляются сами.

- В 90-е ситуация изменилась. Вот мои детские впечатления: работы нет, зарплаты небольшие, и те задерживают. В таких условиях многие семьи не выдерживали, расходились, люди спивались.

- Во время перестройки гораздо сложнее стало работать. Предприятия в районе начали закрываться, многие люди оставались без работы. Верно, некоторые мужчины, да и женщины, стали топить горе в вине, а другие просто перестали обращать внимание на общественное мнение. В комиссию все чаще стали поступать звонки от жителей района о неблагополучии в той или иной семье. Многое можно пережить, но когда видишь голодных детей — это страшно. Ребенок утащит из магазина банку консервов, или что-то из холодильника у соседей. И все, это уже кража.

- Кража, в которой нет злого умысла или жажды наживы, совершенная ради того, чтобы утолить голод. Он же не продал эти консервы втридорога?

- Какое там! Он банку как вынес, так и сразу съел содержимое.

За первые 10 лет моей работы, начиная с 1981 года, было лишь три случая лишения родительских прав. Но потом, в 90-е… В один год происходило по 9-13 лишений родительских прав.

Мы, конечно, изымали детей из семей в критических ситуациях, но всеми силами оттягивали этот процесс, надеясь на улучшение обстановки. В детском доме дети, конечно, будут сыты, но без родителей жить очень плохо. Часто со специалистом по опеке и главой сельской администрации, возвращаясь из очередной семьи, пытались принять решение: «Забирать детей из семьи немедленно или еще подождать, ведь хотя в доме нет даже хлеба, но еще есть картошка в подполье и солонина?» При этом мы чувствовали себя преступниками, не способными помочь детям. Конечно, мы складывались понемногу и покупали хлеб, когда шли в такие семьи. Только надолго ли того хлеба хватит? Отдел социальной защиты выделял небольшие продуктовые наборы, но они тоже могли выделить только единожды в квартал.

- Это очень трудная работа.

- Как мы говорили, цитируя Конфуция — «интересно жить во времена перемен, но не дай Бог вам жить в это время».

Ночь, звонит телефон. Ребенок или голодный, или родители ушли в запой, мы выезжаем в семью. Иногда немедленно забираем детей иногда обходится без изъятия. Спасибо работникам больницы они всегда принимали привезенных нами детей.

Помню случай, когда мы искали одну семью. Прошел слух, что в нашей стороне появляется женщина с ребенком из соседнего района. То у одного мужчины поживет, то у другого. Никак не могли ее найти, но вот нам подсказали один адрес. Выехали, маленький дом, окна заколочены. Заходим, а там все лежат вповалку. Взрослые и ребенок. Ни света, ни еды, холодно. Ребенка забираем без размышлений. А сама женщина отказывается ехать с нами, говорит ее не примут в нашей больнице.

Мы вовремя забрали этого ребенка, потому что и женщина, и ее сожитель, умерли в течение нескольких дней. Нашелся отец малыша, который забрал его в свою семью.

- Все закончилось хорошо.

- К счастью.

- В 2000-х благополучие семей улучшилось?

- Отчасти, но 90-е годы были самые страшные. Большой проблемой тогда было трудоустройство подростка. С закрытием предприятий найти работу ребятам стало почти невозможно. При попытке убедить руководителя какого-либо предприятия принять на работу «трудного» подростка с целью его перевоспитания, все чаще мы слышали в ответ: «Вы предлагаете мне принять на работу подростка, который пока ничего не умеет делать, а мы вынуждены увольнять опытных работников, имеющих семьи и детей». С благодарностью вспоминаю В.Н. Тартина, директора Майдаковского завода, который все же иногда принимал на работу подростков по нашей просьбе.

- Кто трудился с Вами в комиссии?

- Состав КДН постоянно обновлялся, но обязательно в нем присутствовали педагоги, представители ОВД, больницы, отдела социальной защиты, центра занятости населения, общественности. Ведь основной задачей комиссии является защита прав несовершеннолетних, а выполнить эту задачу зачастую можно только объединив усилия.

За прошедшие годы сменились многие специалисты по опеке. Добрые и отзывчивые, они старались помочь детям, но когда постоянно видишь голодных и безнадзорных детей, то выдержать это невозможно. Поэтому они редко выдерживали на этой работе более двух лет. Н.А. Кузькина, Л.Г. Баранова, Е.В. Девяткина, О.А. Бокова, Г.В. Бердникова, Н.Н. Мишагина, И.В. Барышева — все они отдавали частичку своей души этим несчастным детям.

Вместе со специалистами по опеке работали сотрудники ОВД, в состав комиссии входили инспектора ПДН О.М. Бабанова, В.Ю. Малявин, В.А. Малов, Г.Н. Хаева. Члены КДН работали на общественных началах, но также переживали за общее дело. Такие как Н.А. Бекасов, С.А. Калинина, Т.А. Трусова, Н.В. Бондаренко, В.А. Садовский, Г.А. Популов, В.П. Воронин, В.В. Киселева, В.В. Парамонов, Т.Н. Давиденко и многие другие. Они участвовали в заседаниях комиссии, принимали участие в рейдах, посещали вместе с нами неблагополучные семьи и «трудных» подростков, отрываясь от своих семей и забот. Разные люди работали в комиссии по делам несовершеннолетних, но равнодушных среди них практически не было, так как невозможно оставаться равнодушным к детскому горю, детской боли.

- Вместе они делали большое, значимое дело.

- Вспомнила курьезный случай. Были ведь и светлые моменты. Стоял у нас на учете подросток, настоящий хулиган. Исправился, вырос, появилась у него своя семья и дети. Сын пошел дальше отца. То в один день три кражи совершит, то с кем-то подерется. Однако отец оказался умным человеком. Совместно с педагогами активно занялся перевоспитанием, объясняя ребенку ответственность за совершенные правонарушения. И когда мальчику исполнилось 14 лет, все его прегрешения прекратились, так как ему доступно родители объяснили, что с этого возраста уголовная ответственность наступает.

- Вот так просто?

- Так, только родители могут. Мы приедем, побеседуем, но… Важна семья, если родители сознательные, они все напасти с ребенком одолеют и подскажут ему верный шаг.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

167