Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

20.10.2017 11:16 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 42 от 20.10.2017 г.

В Павлово праздник России нагрянул на златогривых конях! (путевые наброски)

Автор: Ю. Голиков

Осеннее солнце переплавляло в рубин и золото изумрудную зелень уходящего лета. Центральный музей старинного города Павлово ожидал многочисленных гостей Всероссийской художественной выставки искусства лаковой миниатюры и Жостовской росписи по металлу.

Велико значение подобных событий. Поэтому и участие в них является большой честью и счастливой возможностью. По факту, это главный экзамен и самый верный способ определить стилевую чистоту творческих притязаний, увидеть собственные ошибки или находки среди высокопрофессиональных произведений. Нередко человек, закончивший училище, все делает так, как его обучали, а в результате работа получается не палехская. Используя приемы стилизации, пишет орнаменты, землю и фигуры, архитектуру и деревья, а получается что-то чужое, нездешнее. Проходят у художника десятилетия жизни, и наработал он много, и «звезд с неба» нахватал, а палехский стиль так и не освоил, не понял. Каноны и традиции «местного монастыря» ему не интересны. История, облик села, местные обычаи и нравы, природные красочные пейзажи ему чужие...

Строит он дом, а тот оказывается боком к улице или задом...

Как-то на художественном совете в Артели древней живописи Иван Михайлович Баканов, рассматривая работу одной из своих учениц, сказал:

- Все вроде бы правильно, все хорошо, но не по-нашему, не по-палехски.

- А в чем же причина, Иван Михайлович? — обратился к нему кто-то из коллег.

- Глаз у них по-другому устроен, и видят они все по-другому, по-своему, — ответил Баканов.

Ранним сентябрьским утром представители Палехской союзной организации, во главе с её председателем Василием Семеновичем Макашовым, отправились принять участие в открытии Павловской выставки. В состав делегатов вошли: Владимир Иннокентьевич Богданов, Вера Алексеевна Смирнова и автор этой заметки. Владимиру Богданову выпала ко всему и невеселая ответственность водителя.

Миновав Шую, экипаж палешан устремился к пределам Владимирской губернии. Многочисленными оттенками охр плыли за автомобильными окнами сжатые хлебные поля. Иногда асфальтовое шоссе, наливаясь темным свинцом, устремлялось в затененные коридоры, стиснутые по сторонам густыми кустами темной зелени, опаленной кострами пылающих рябин. Поросшие ольхой берега рек и ручьев возвращали творческую память к условным пейзажам наших древних акафистов. В редких селениях по горизонту таяли церковными свечами прозрачные силуэты колоколен. Над сиенами и умбрами подплужных отвалов земли в утреннем безветрии лениво перетекал туман. И над всем этим прощальным великолепием золотой осени русской равнины опрокинулась прозрачными синими кобальтами небесная сфера. Мгновенно вспомнились и ожили перед глазами гениальные фрески Дионисия.

Промелькнул провинциальный город Ковров с рекой Клязьмой. «Железный конь» выбрался на просторную федеральную трассу Москва — Нижний Новгород, прозванную с давних пор «Пекинкой». Владимир Иннокентьевич пришпорил «японских лошадей» под капотом. Но, установленный на лобовом стекле антирадар своими тревожными мелодиями благополучно спасал нас от нервных перегрузок, а самого хозяина авто от «писем счастья»...

Осталось в стороне художественное гнездо «сазанов». Это «почетное» прозвище на века отметило повадки мстерских живописцев. Далее, от уездных Вязников, в административную схему которого в прошлом входил и Палех, дорога вышла на свой завершающий этап первой половины нашего путешествия.

Засверкала солнечными бликами широкая Ока. Теплый, южный ветер гнал по судоходному фарватеру крупную водную рябь. Белел в далекой дымке одинокий парус рыбацкого баркаса. У причала противоположного берега замер на швартовых небольшой теплоход. Автомобильные шины, несмотря на все свои каучуковые свойства, не смогли «проглотить» отбойную дробь понтонного моста при переправе на правобережье.

Более пяти веков назад по косогорам и вершинам холмов возвели древние зодчие свои дома и храмы, дав имя городу — Павлово на Оке. Свысока, по-купечески, встречает он переправляющихся через реку гостей, взбирающихся по горам к его центру.

Живут здесь мудрецы кузнечного дела, способные выковать из лучших сортов стали любое холодное оружие. Будь то кавалерийская шашка или японская катана, адмиральский кортик или кавказский кинжал. Миниатюрная ковка здесь в особом почете — цветущую розу и подкованную блоху, можно рассмотреть только через сильнейшую оптику. Без нее они лишь пылинки.

Взметнул ввысь свои краснокирпичные вертикали стен и рельефы наличников на берегу речного простора Исторический музей. Вместе с городом, сверху вниз, смотрел он на подъезжающую к его парадным воротам празднично одетую многочисленную публику. В стеклах его больших окон отражались, стремительно гонимые ветрами, белоснежные клочья облаков и, таящая в себе грусть октября, небесная бездна.

От музейных стен к нам уже шли с рукопожатиями и объятиями знаменитые художники Мстеры: Владислав Некосов и Анатолий Якимочев. Второпях, что так свойственно людям давно не видевшим друг друга, начался обмен дорожными впечатлениями, новостями и прочей житейской суетой.

Предводитель нашей компании Василий Семенович, как один из инициаторов выставки, уже бывал в Павлове. Он взвалил на себя ответственность за составление каталога, пригласительных билетов, баннера. Доставка работ из Палеха, формирование экспозиции также легли на его плечи.

Поднявшись с мстеряками в залы музея, мы столкнулись с холуйскими «фараонами» в радостных образах Виталия Гурылева, Валерия Живностки, Бориса и Галины Харчевых, Михаила Печкина.

Великодушный, гостеприимный директор Павловского музея Николай Борисович Федотов, сходу перезнакомившись, прочел нам подробную лекцию по местной истории и краеведению. Рассказал об интересных судьбах павловских мастеров.

Подошедший Юрий Алексеевич Вольнов оказался нашим земляком. Он родом из деревни Морыгино Пановского сельсовета. Заканчивал 9-10 классы в Палехе. Коренные палешане должны помнить его колоритную, оригинальную личность. Он долгое время был мэром города Павлово и пользуется среди горожан огромным уважением и авторитетом. Сопровождал и опекал нас до последней минуты пребывания на берегах Оки.

«Небесная канцелярия» предоставила представителям пяти художественных промыслов счастливую возможность творческой встречи на высоком взбрежье Оки. Это было знамение горячих полемик...

Торжественное открытие всероссийской выставки происходило в переполненном людьми большом зале, залитым лучами полуденного солнца и праздничным настроением. Впервые в провинциальном небольшом городе происходило событие высокого культурного уровня, собравшее воедино произведения лучших художников Палеха, Холуя, Мстеры, Жостова, Федоскина. Древнерусскими распевами цвета и света наполнилось внутреннее пространство музейного дома, с более чем двухсотлетней архитектурной историей.

От принимающей стороны с приветственными поздравлениями, словами восхищения и благодарности выступили представители дирекции музея, департамента культуры, администрации города, а также ведущие живописцы Хохломы во главе с директором Нижегородского художественного училища, Народным художником России Николаем Александровичем Гущиным.

Владислав Федорович Некосов привычно выделялся владимирской самобытностью речи, ярко и образно очертив острые грани существующих препятствий для сохранения и движения вперед уникального искусства. Михаил Борисович Печкин отчитался за холуян.

Лауреат Государственной премии Василий Семенович Макашов в своем выступлении поднял проблемы и отметил трудности, стоящие на путях Русской Культуры и Палеха в частности. Необходимость господдержки лаковых центров. Повышение уровня творческого мышления выпускников учебных заведений и молодых художников. Отсутствие стремления к совершенствованию мастерства и сохранению подлинного традиционного стиля. Драматичное положение с коллективными художественными мастерскими. Преобладание сувенирной продукции над высокохудожественными произведениями. Эта тревога звучала из уст всех представителей крупнейших лаковых центров России.

Позже Василий Семенович был надолго «блокирован» тесным кольцом представителей нижегородской телекомпании, освещавших, наряду с другими многочисленными СМИ это чрезвычайной важности событие. Всем журналистам и корреспондентам были даны максимально исчерпывающие ответы.

Искушенные высоким искусством гости, и жители города до самого закрытия музейных залов внимательно рассматривали произведения, играющие из-под глубины лаков цветными переливами древней темперы, оживленной сияющими «золотами и серебрами». Пластались на зимнем снегу огненные кони, игрались свадьбы, кружились в орнаменте хороводов девичьи сарафаны, оживали предания старины глубокой. Со стен на посетителей взирали строгие лики праотцев...

Обмен впечатлениями продолжился на великолепном застолье уютного прибрежного ресторана в нескольких шагах от водного простора Оки.

Здесь уже главенствовал, на правах хозяина города, Юрий Алексеевич Вольнов:

- На первом месте для меня всегда останется искусство основоположников Палеха, а потом уж... и все остальные, — этими словами он предварил свое выступление. И продолжил его неподражаемым исполнением русских романсов, которые вместе с ним пел весь воодушевленный зал. Жаждущий делового разговора собор живописцев начинал бурную дискуссию.

Нечасты беседы с большими народными талантами. Но! Именно в общении с ними и развивается свое собственное профессиональное сознание. Алмаз шлифуется алмазом. На этом и основана практика подсадничества в художественном просвещении. Учитель передает ученику не только технические приемы многовекового изобразительного предания, но и самое главное — постижение этики жизни, её тайные музыкальные струны. Без обретения этих невидимых материй ремесленник обречен на заурядные поделки.

Заиграла песня на речных перекатах! Разнеслась на многие версты, воспаряя в холодно густеющем ультрамарине неба к далеким мирам. Слились воедино на крутоярье голоса больших мастеров.

Юрий Алексеевич Вольнов спровоцировал музыкальный талант и Василия Семеновича Макашова. Зажгли кровь, взбудоражили душу, исполненные им цыганские романсы, а затем вновь кипела творческая полемика...

Речная прохлада «русалочьими косами» струилась по холмам и медленно вползала в город. Тьма накрывала водную гладь притихшей Оки, понтонную переправу...

Владимир Иннокентьевич Богданов, как единственный «инакомыслящий» в раскаленном котле эмоций и страстей, перешел от ожидания к настойчивым убеждениям о необходимости возвращения в родные «Палестины»:

- Впереди ночь и несколько сот километров оживленной дороги, — посетовал он.

Ураганный ветер с дождевой лавой обрушились на наш автомобиль. Видимость упала до нескольких метров.

По возвращении из поездки, вспоминаются высокие слова, обращенные в Павловском музее к делегации палешан. Но! Мы их адресуем нашим Великим Первопроходцам!

Р.S. Вице-мэр г. Павлово на Оке Юрий Алексеевич Вольнов передает горячий привет Борису Александровичу Куркину и Константину Владимировичу Деулину, а также всем, кто его помнит и с кем он учился!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

168