Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

20.10.2017 11:06 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 42 от 20.10.2017 г.

Путь к себе

Автор: С. Алова

В Палехе посажена именная яблонька в честь писателя В.И. Мазурина.

«Запах клевера», «Синенький скромный платочек», «Второе лето», «Тоска по Суздалю» — кто в Палехе не ответит, что все это названия произведений нашего писателя-земляка Владимира Мазурина. Есть имена, при звучании которых, в душе откликается нечто сокровенное… Его книги читали и читают сегодня, проникаясь ностальгическими чувствами по ушедшему времени, привычному укладу сельской жизни, открытости и доверию.

Владимир Мазурин (1937 — 2012гг.) — прозаик, почетный гражданин Палеха, автор шести сборников прозы (книги выходили в Ярославле и в Москве). О его прозе одобрительно писал Федор Абрамов, в Союз писателей СССР был принят по рекомендации Игоря Дедкова, одного из самых известных литературных критиков своего времени. В.И. Мазурин работал журналистом в Ивановской молодежной газете «Ленинец», редактором Ивановского отделения Верхне-Волжского книжного издательства, литературным обозревателем в редакции «Ивановской газеты». Автор двух неопубликованных (из-за событий «лихих» 90-х) романов о русской деревне в 20-30-е гг. прошлого столетия. В конце жизни построил вместе с братом в родном селе Богатищи Палехского района деревянную часовню на месте разоренной после революции каменной.

В этом году ему исполнилось бы 80. Юбилейной дате был посвящен вечер памяти, проходивший в палехской библиотеке. В литературном салоне встретились коллеги писателя — члены Ивановской писательской организации и палешане — те, кто учился вместе с ним в школе и кто хорошо знал Владимира Ивановича по жизни. Ведь он родом из здешних мест. Родился в 1937 году, 23 сентября, в д. Богатищи.

В прошлом году в Палехе был дан старт новому фестивалю «Осеннее равноденствие», цель которого — сохранение памяти и литературного наследия наших известных земляков, сказавших свое весомое слово в русской культуре прошлого века. Это Ефим Вихрев, Геннадий Серебряков и Владимир Мазурин. В день фестиваля в их честь на территории усадьбы Музея-мастерской Н.В. Дыдыкина участники литературного праздника высадили именные деревца — три саженца яблони.

На этот раз приехавшие гости в первую очередь навестили эти яблоньки, все они прижились и хорошо себя чувствуют, благодаря заботе музейных работников.

А затем вновь звучали воспоминания о судьбе поэта, его человеческих качествах и служении писательскому делу.

Член Ивановской писательской организации Лариса Ивановна Щасная напомнила, что в преддверии 100-летия Октябрьской революции проходит много дискуссий о том, что она дала и что отняла. Хотелось бы найти какую-то ноту, которая бы всех объединяла, всех примиряла, но это не так просто. Творчество таких писателей, как Владимир Иванович Мазурин отражает реальную жизнь людей советской эпохи, их повседневность, их надежды и чаяния. Внимательно читая их, можно найти ответы на многие вопросы истории.

Герои его книг — люди узнаваемые. Их прототипы жили и трудились здесь, на этой земле. В своей автобиографии он отмечал: «Деревня тогда, в первые послевоенные годы, была еще достаточно многолюдной, поэтому я сполна познал радость дружного артельного труда, о чем потом старался рассказать в своих произведениях». Каждая строка этого прекрасного, лиричного, мудрого, тонкого, настоящего писателя, который пока еще недооценен, пропитана его любовью к родной земле.

Мазурин — не только сын фронтовика. Он еще и внук пораженного в правах раскулаченного деда, которого выслали, а потом не разрешали поселиться в родной деревне. И тот из Шуи приходил сюда на праздники, на выходные, чтоб только прикоснуться к родной земле.

Лариса Ивановна посоветовала всем перечитать хрестоматийный рассказ «Тамарка». «Мы перестали перечитывать то, что нам принадлежит, мы перелистали — и все, — сказала она. — Потрясающий рассказ о том, как мать рассказывает своему сыну, как сдавали на мясокомбинат корову Тамарку — любимицу семьи. Это была не просто кормилица крестьян, а живая душа, с которой хозяйка разговаривала и чувствовала ее. В этом рассказе весь уклад деревенской жизни, полной труда, который описан Мазуриным очень ярко, очень сильно, со знанием дела. То, что на нашей земле жил такой художник, и продолжает жить в его книгах — это большое счастье».

В перестройку Мазурин вдохновенно ожидал перемен к лучшему, свободы слова, расцвета творчества, культуры, но очень скоро почувствовал катастрофу. Уходил он с сокрушенным сердцем, с трагическим ощущением утраты Родины. В годы перестройки он пишет горькую фантастическую повесть со страшным названием: «Прощай, родина-мачеха», в которой рассказал о своей попытке улететь вместе с инопланетянами с этой земли, на которой все так непоправимо плохо, потому что эта родина — мачеха. Герой приходит попрощаться на материнскую могилу и… понимает, что не может уйти с земли своих предков, от этих могил. Он написал еще одно страшное произведение — фантастическое эссе «Перевал», где он рассказывает, как идет по пустыне, где уже нет ничего. Жизнь он теперь воспринимает, как выжженную пустыню. Вот к чему привели надежды и иллюзии.

Но, так мучаясь, так терзаясь, Владимир Мазурин написал, может быть, главное произведение в своей жизни — роман «Устои», о том, как происходила коллективизация в родных Богатищах. Художника мученья всегда подвигают к тому, чтобы он творил, ему важно сказать, чтобы мы не переходили ту черту, за которой рвется живая, красная человеческая кровь. Роман, как его оценила (перепечатывая его) секретарь писательской организации Анна Вячеславовна Трефилова, также присутствовавшая на встрече, потрясающий. Она перепечатала 800 страниц «слепого», блеклого машинописного текста и тем спасла роман для будущего. Писатели вновь говорили о важности издания этого большого произведения, чтобы оно не пропало.

Никто не знает о человеке больше, чем члены его семьи, его самые близкие люди. На встрече присутствовала жена Владимира Ивановича Лидия Алексеевна Грачева. Жители области ее знают еще и как известную актрису. Она приехала в Иваново, в театр музыкальной комедии совсем еще юной, в далеком 1964 году, с Украины, из Черновицкого музыкально-драматического театра. С Владимиром Ивановичем они прожили долгие годы в любви и взаимопонимании, вместе перенеся много трудностей и невзгод.

Лидия Алексеевна открыла знакомые лишь немногим страницы жизни писателя. Рассказала и о том, как трудился он над своими произведениями, сколько сил, души и времени посвящал им.

Мазурин не сразу стал писателем. После окончания школы он поступил в Ленинградский политехнический институт, но вскоре понял, что его дело — это литература, журналистика. И решил поступить на факультет журналистики в МГУ, но прежде два года работал в колхозе, возил на лошади сено и навоз. Если в первый вуз он поступал как медалист без конкурса, то здесь уже пришлось идти на общих основаниях, наравне со всеми абитуриентами. Он сдал все экзамены. Однако, материально приходилось очень трудно. Однажды, оставшись совсем без средств, написал телеграмму домой: «Мама, вышли денег». Родители, конечно, выслали, оторвав крохи от своих мизерных доходов, но получить перевод на почте оказалось делом непростым. Ведь крестьянам не выдавали тогда паспорта, а без документа нельзя было получить деньги. Пришлось писать доверенность на кого-то из однокурсников, и было очень стыдно. И в дальнейшем, несмотря на большой талант, признание земляков и коллег, даже такому человеку пришлось пережить еще немало случаев унижений и стыда. Но любовь к родине, несмотря на все пережитые несправедливости, всегда оставалась святым чувством в его душе, и всегда в ней жило неистребимое чувство причастности к своему народу.

Лидия Алексеевна рассказала, как после свадьбы она с молодым мужем поехала на западную Украину в Черновцы к ее родителям. Город этот старый, с богатой историей. Он принадлежал то Австрии, то Румынии, то Венгрии. И историческая его судьба выражена не только в том, что там люди говорят на разных языках, но там замечательная архитектура, переплетаются разные архитектурные стили. Не случайно его называют “маленьким Парижем”. Театр в центре города — какая-то копия венского театра. «Я думала, покажу Володе, какой этот город прекрасный, — вспоминала Лидия Алексеевна ту поездку. — Он так смотрел, немного помолчал, потом сказал: «Да, красивый город, но я бы не смог в нем жить. Он какой-то не русский». И они долго спорили. Молодая жена старалась обратить его внимание на украшенные нарядные хатки, цветущие маки и мальвы, а он говорил: «А чем хуже резные наличники в русских деревнях?».

Самой же Лиде после своего «маленького парижа» так трудно было приживаться в Иванове. Но, по ее признанию, живя рядом с Володей все эти годы, она поняла, что ничего невозможно сравнить с Русью.

Владимир Мазурин не только родился в Богатищах, но он каждую неделю ездил сюда, навещал родителей, и отец, и мать умерли у него на руках. И жена не хотела его отрывать от его родины, понимая, как важно это для него — дышать родным воздухом деревни. Сама она никогда не была связана с крестьянством, родители — люди сугубо городские и Лида всегда жила в городе. Наверное, первая деревня, которую она увидела вблизи — это деревня Богатищи. Но она тоже, через мужа, проникалась любовью и уважением к сельским жителям, с которых он писал свои повести и рассказы.

До сих пор она вспоминает этих людей, простых деревенских жителей. В деревне 38 домов не дождались своих хозяев с фронта, остались одни женщины. Даже проезжей дороги в Богатищи не было, только заросшая травой тропинка. Особенно запомнились два старожила: Николай Евграфович Горелов и Виктор Николаевич Чашин. Как только наступал День Победы, Николай Ефграфович надевал шлем танкиста, и они с Виктором шли в обнимку и пели «Три танкиста, три веселых друга»… И, напевшись, устав, они ложились в траву отдыхать. Сейчас уже и их нет в живых.

Эти же старожилы, Николай Евграфович и Виктор Николаевич, рассказали Мазурину передающуюся из уст в уста местную легенду о том, как недалеко от Богатищ на родничке была найдена чудотворная икона святой мученицы Параскевы. «Нашла» её телушка, ковырнув копытом землю в заросшей ольховником низинке. А появившийся в этом месте родничок стал истоком маленькой речушки. Икону крестьяне-овчинники отнесли в церковь, однако она чудесным образом вернулась на прежнее место.

Люди вновь отнесли икону в храм. И опять нашли её у родничка.

Тогда-то и стали селяне считать это место святым. Всем миром построили здесь часовню. Многие поколения жителей Богатищ и окрестных деревень приходили поклониться святой иконе, искренне веря в чудодейственную силу ключевой воды.

Шли годы, сруб ветшал, часовня пришла в негодность. Когда Владимир Мазурин узнал от старожилов об этой истории, вместе с его брата Борисом и двоюродным братом Александром — инженером-строителем, а также художником Андреем Петровым из Палеха, они решили восстановить часовню. Вскоре при материальной помощи колхоза, деревенские мужчины построили новую часовню во имя св. Параскевы Пятницы. Сегодня и она находится в ветхом состоянии, ждет новых заботливых рук.

Это одно из доказательств глубокой духовности Владимира Ивановича. Хотя, как рассказала Лидия Алексеевна, он не был воцерковленным человеком, и она никогда не видела его молящимся, разве что в последние недели жизни. Но его истинная духовность проявлялась в его отношении к жизни, людям, в его произведениях. Он был человеком внутренне православным, в своих газетных статьях часто поднимал эту тему, много писал о том, насколько важно духовное воспитание.

В последние годы жизни писатель тоже пережил немало трудностей. Когда он ушел с редакционной работы, взял творческий отпуск, чтобы целиком и полностью предаться писательскому труду. Он каждый день ездил в архив, внимательно изучал документы для написания будущего романа. Жили в стесненных условиях, в небольшой городской квартире вместе с молодой семьей сына. Катастрофически не хватало денег.

Владимир Иванович больно переживал за происходящее в стране. За пять лет до ухода его из жизни случился второй инсульт. Жена видела, как он пишет мучительно, трудно, но думала, слава Богу, что он еще занят своим делом, которое дает ему силы. Шла работа над последним его романом «Устои». Владимира Ивановича не стало в 2012 году. Только потом, через годы после ухода мужа, Лидия Алексеевна оценила значение этого романа.

Сейчас закончена работа с рукописью (компьютерный набор). Коллеги надеются, что скоро новая книга будет оцифрована и увидит свет, обретет благодарных читателей. Потому что написана она горячим сердцем любящего свою землю человека, истинного писателя и гражданина. Его книги — мостик между прошлым и настоящим, ведущий к нашим истокам, нашей истории, к самим себе.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

309