Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

17.03.2017 13:07 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 11 от 17.03.2017 г.

Без барьеров, без преград

Автор: Е. Лакеев

Карабкаясь с детской коляской по скользкому длинному пандусу одного сетевого магазина (мною любимого, иначе бы я не испытывал себя и не подвергал опасности ребенка по нескольку раз в неделю) я понимаю, что пандус есть, а над удобством еще работать и работать.
Конечно, перед вами взгляд человека на двух ногах, сложно представить, сколько усилий затрачивают на таком пандусе люди с ограниченными возможностями здоровья. Однако и я в праве требовать лучших условий, потому что, когда я берусь за ручки детской коляски, согласно законодательству автоматически становлюсь представителем маломобильной группы населения.

В этом свете разворачивание программы «Доступная среда» — это безусловно хорошая новость. Пора менять посёлок, и идти дальше — в район, стараясь при этом эффективно использовать бюджеты и грамотно применять законы.
Давайте попробуем разобраться в том, как же достичь доступной, универсальной среды, которая никого не ограничивает и в которой удобно каждому жителю: от новорожденного до человека почтенного возраста.

Что такое «Доступная среда»?

Государственная программа «Доступная среда» была разработана Минтрудом в 2010 году и реализуется с 2011 года. Прежде всего, программа создает условия для интеграции инвалидов и маломобильных групп населения в обычную жизнь, ту, что за дверью комнаты. Инвалиды-колясочники, люди, имеющие проблемы со слухом, зрением тоже хотят и должны выходить из комнаты. Задача программы — дать возможность человеку с инвалидностью выйти из дома, зайти в магазин, больницу, аптеку, банк.
Не секрет, что существует ряд проблем, требующих комплексного подхода и последовательных действий. Так, необходима серьезная профилактическая работа, направленная на ликвидацию дискриминации по признаку инвалидности, и на воспитание толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Большинство инвалидов в связи с отсутствием безбарьерной среды не имеют возможности реализоваться, приоритетные объекты социальной инфраструктуры остаются труднодоступными из-за отсутствия необходимых приспособлений. К числу таких объектов можно отнести учреждения системы образования, здравоохранения, культуры, спорта, административные здания, жилищный комплекс и общественный транспорт.
Тем не менее, многое уже сделано за эти несколько лет: обратите внимание, появляются пандусы, поручни, кнопки вызова помощи перед дверьми разных учреждений. Что-то еще не доработано, как в моем примере выше. Дальнейшее развитие «Доступной среды» устроители видят в доработке существующего комплекса, а также в обеспечении возможности не только физически добраться до услуги, но и реально ею воспользоваться. К примеру, все банкоматы должны будут оснащены специальной разметкой для слабовидящих, тактильными табличками и входом для наушника.
К 2020 году (именно тогда программа будет подводить итоги и, вероятно, её продлят) мы сможем увидеть перемены в привычной для нас инфраструктуре: жить станет комфортнее, а для инвалидов среда станет по-настоящему безбарьерной.

Что предпринято в Палехском районе?

В Палехском муниципальном районе более 10% населения имеют статус инвалида. Это тысяча жителей района (на самом деле больше). Наряду с инвалидами к маломобильной группе населения относятся граждане с временным нарушением здоровья, люди старших возрастов, пешеходы с детскими колясками, дети дошкольного возраста и другие граждане, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. В целом, около 30% жителей района относятся к маломобильным, которым так же, как и инвалидам, необходима доступная безбарьерная среда на объектах социальной инфраструктуры. А по большому счету, он необходим периодически всем: кто-то просто устал за день, кто-то вывихнул ногу и вынужден прихрамывать несколько дней.
За прошедший год было проведено немало работы, которая отвечает первому, «бумажному» этапу программы. Распоряжением главы района в феврале прошлого года был утвержден состав комиссии по реализации «Доступной среды». В комиссию вошли заместители главы района, руководитель отдела социальной защиты населения, председатели районных организаций «Всероссийского общества инвалидов» и «Всероссийского общества слепых», директор «Палехского туристского центра», главврач больницы, главы администраций городского и сельских поселений района.
Также был одобрен реестр объектов социальной инфраструктуры, приоритетных для инвалидов и маломобильных групп населения. В этот список вошли 35 организаций: школы, детские сады, центр внешкольной работы, учреждения социальной защиты населения, клубы, библиотеки, администрации всех уровней, учреждения здравоохранения, магазины и организации, предоставляющие бытовые услуги.
Уже более года работает Палехский МФЦ «Мои документы», который полностью соответствует требованиям СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Сотрудникам других учреждений, предоставляющих услуги населению, доведены методические рекомендации, разработанные специалистами Минтруда.
Продолжается работа по созданию условий для инклюзивного образования детей-инвалидов. Инклюзивное образование — это практика общего образования, основанная на понимании, что инвалиды в современном мире могут (и должны) быть вовлечены в общественную жизнь. Все это ориентировано на формирование условий доступности образования абсолютно для всех. В Палехском районе внесены изменения в систему оплаты труда педагогов, работающих с детьми-инвалидами. Продолжается оснащение школ поручнями, пандусами, накладными порогами, оборудуются дверные проемы и санитарно-гигиенические помещения.
Совместно с районным обществом инвалидов районной властью проводятся семинары и личные приемы. На базе Центра занятости населения организуются специализированные ярмарки вакансий для инвалидов.
Однако, по мнению поселковой администрации, хвалиться пока рано, сейчас чиновники готовят почву для финансирования: организована паспортизация объектов социальной инфраструктуры и проводится мониторинг (проверка) основных критериев доступности объекта или услуги в соответствии с рекомендованной Департаментом социальной защиты населения Ивановской области формой.

Так как это работает?

Если максимально упростить алгоритм действия программы, получится такая схема: мониторинг объектов — паспортизация каждого объекта — формирование бюджета — конкретное действие (к примеру, пандус).
Иными словами, работа складывается из нескольких этапов. В первую очередь обследуются все объекты, принимаются решения о том, как именно они должны быть дооборудованы. В таком случае составляется паспорт каждого из выбранных объектов.
Обследование объекта на предмет оценки состояния его доступности проводится путем визуального осмотра архитектурно-планировочных, функционально-конструктивных и технологических элементов, в том числе определяются внешние параметры объекта. В ходе обследования приоритетного объекта выполняется фотографирование основных функциональных зон и элементов объекта. По результатам обследования составляется анкета обследования доступности объекта и акт проверки степени доступности приоритетного объекта.
При паспортизации выясняется год постройки здания, дата последнего капитального ремонта и предстоящих плановых ремонтных работ. В паспорте указывается сфера деятельности и виды оказываемых услуг. Ко всему прочему учитывается путь следования к объекту пассажирским транспортом и в целом, наличие адаптированного транспорта к объекту. Также в паспорте указывается время движения пешком. Анализируется дорога до объекта: есть ли информация по пути следования к объекту: акустическая, тактильная, визуальная.
В конечном счете выносится управленческое решение, определяется ожидаемый результат, озвучиваются рекомендации по адаптации основных структурных элементов объекта, с указанием периода проведения работ. После паспортизации, внутренними учреждениями, в которых расположена та или иная служба, принимаются бюджеты и планы по ремонту этих помещений.
Результаты мониторинга доступности объектов являются основой для планирования органами местного самоуправления мероприятий по созданию для инвалидов и других маломобильных групп населения условий доступности приоритетных объектов. Проведенный мониторинг показал, что большинство зданий социальной инфраструктуры в Палехском районе не отвечают требованиям доступности для инвалидов. У чиновников впереди много работы.

А как за рубежом? Хочу как у них!

За границей солнце теплее греет, грязи нет, и все вымощено плиткой. Конечно, не стоит завидовать, необходимо перенимать опыт и создавать собственные решения.
Заместитель главы Минтруда и социальной защиты Григорий Лекарев (который курирует «Доступную среду») говорит о том, что «к 2020 году с учетом финансирования из федерального бюджета, которое есть сейчас, и с учетом возможностей регионов будет приспособлено 68% приоритетных объектов. Это длительный процесс. Страны, где уровень доступности сегодня выше, начали эту работу с 50-х годов. Мы же в самом начале пути». И, оглядываясь по сторонам, я верю словам замминистра: и в том, что работа идет, и в том, что многое еще предстоит.
На основе опыта реализации программы правительство смогло подготовить 419-й федеральный закон. Он установил конкретные правовые механизмы для поэтапного создания безбарьерной среды. Теперь в каждом регионе действует своя «дорожная карта» шагов в отношении доступности среды.
За первую пятилетку существования программы «Доступная среда» начало меняться отношение к людям с инвалидностью. Это отмечают сами инвалиды. Люди не только принимают их проблемы, но и нередко своими силами стараются помочь в преодолении барьеров. Наверное, это один из самых важных промежуточных результатов действия программы.
Одним из условий программы является комплексный подход к решению проблемы доступности среды. Другими словами, Палехский район не может ограничиться только установкой пандусов. Все элементы должны быть реализованы в комплексе. А это меры в области образования, здравоохранения, связи и информации, транспорта.
Тем не менее, власть и исполнители не должны решать вопросы доступности в одиночку. По словам устроителей, необходимо, чтобы в этом процессе участвовали и сами потребители. Региональные отделения инвалидов должны подтверждать, что действительно нужно делать так, как предписали чиновники. Такие механизмы обратной связи прописаны в программе. И тогда бюджетные деньги пойдут только на то, в чем инвалиды действительно нуждаются.
Кроме того, в конституции сказано, что наша страна — государство социальное. Поэтому предоставление услуг инвалидам и маломобильной группе населения в удобной для них форме должно быть нормальной практикой всех организаций, правилом хорошего тона. И новых клиентов приведет.
А если помечтать, зачем хотеть как у них, там за границей, пора уже избавиться от этой провинциальности во взгляде и сделать самые лучшие пандусы в области, стране, мире. Пусть о нас пишут как о родине лаковых шкатулок и самой дружелюбной среде для жителей и туристов. Уйдет на это несколько десятилетий, зато поселок повзрослеет, расправит плечи. А за ним и район.
Вместе с программой «Доступная среда» важно начать строить общество, в котором сходить за хлебушком — не приключение, да и тренироваться нам надо не в беге с препятствиями, а в социальной ответственности. И да помогут нам в этом законы и бюджеты.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

71