Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

03.03.2017 14:32 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 9 от 03.03.2017 г.

Пришло время заново открывать Ивана Голикова

Автор: С. Алова

22 февраля в Государственном музее палехского искусства открылась выставка, посвящённая 130-летию со дня рождения И.И. Голикова, которая стала знаменательным событием начавшегося года. 

Вся история Палеха, зарождения лаковой миниатюры — известнейшего художественного промысла России, возникшего на основе старинной иконописной традиции, тесно связана с именем Ивана Ивановича Голикова — художника, благодаря таланту и фанатичной любви к палехской живописи которого весь мир узнал об искусно расписанных шкатулках, брошах и панно, появившихся на свет в селе-академии. Первым среди палешан Голиков был удостоен звания заслуженного деятеля искусств СССР.

В 1968 году палешане создали дом-музей своего прославленного земляка. Здесь сохранилась более чем скромная обстановка, в которой жил и работал Иван Иванович.
Выставка «Сквозь бури эпохи» названа словами самого художника. Она сопровождается высказываниями Голикова о том или ином этапе его творческой деятельности, прослеживает сложный путь Ивана Ивановича к лаковой миниатюре.
В выставочном зале можно увидеть икону «Господь Вседержитель», которая символизирует начало его творческой деятельности, учебные рисунки из Центрального училища технического рисования барона А. Штиглица, театральную декорацию на стекле «Лекарь по неволе» 1920-х годов, агитлистовки для шуйского Всеобуча, эскизы для книг «Слово о полку Игореве», «Сказка о царе Салтане» и, конечно, его миниатюры.
Иван Иванович вдохнул жизнь в привычные для палешан иконописные формы. В 1922 году в Москве в мастерской А.А. Глазунова Голиковым были выполнены первые композиции на папье-маше, положившие начало палехской миниатюрной живописи.
Яркий, необыкновенно талантливый художник, он обладал неукротимой фантазией и тонкой интуицией. Его крохотные миниатюры — это своего рода энциклопедия жизненных ситуаций,  человеческих чувств, эмоций.
Виртуозное мастерство не было для И.И. Голикова самоцелью, он стремился к глубоким, содержательным образам, по его словам, он хотел показать «вихрь, который сметает старое».  
Уникальны работы И.И. Голикова в книжной графике. Книга «Слово о полку Игореве»  представляет целостный организм, в котором не только иллюстрации, переплёт, форзац и другие элементы декоративного убранства исполнены И.И. Голиковым, но и сам текст написан им кистью от руки. Книга «Слово о полку Игореве» стала непревзойдённым образцом, классикой палехской книжной иллюстрации.
Выставка представляет все направления творческой деятельности Ивана Голикова. Здесь экспонируется более 70 произведений лаковой миниатюры, графики из фондов Государственного музея палехского искусства и Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства.

М.А. Некрасова, искусствовед, академик Российской академии художеств:

«Палех - такой очаг, всемирно известный, который вписался во всемирную историю… Я уверена, что ещё появятся такие художники, которые прикоснутся к этой традиции Голикова. И много ещё чего откроют. То есть, это искусство будущего».

О художнике - за «круглым столом»

Учитывая значимость этой выставки для современного Палеха, её организаторы не только позаботились о разнообразии экспонатов, но и подготовили конференцию, своеобразный «круглый стол», где докладчики выступили перед посетителями музея с интересными сообщениями, чтобы высказать свою точку зрения о творчестве Голикова, чтобы выставка не прошла незамеченной и палешане ещё раз вспомнили, какие талантливые люди жили на этой земле и гордились своим искусством, ценили его.
С докладом «Начало творческого пути» выступила заведующая отделом лаковой миниатюры Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, заслуженный работник культуры Российской Федерации Л.Л. Пирогова (г. Москва). Она напомнила, в какое сложное время творил Голиков. В его работах объединилось всё мировое наследие, и он, не копируя, не подражая, создал свой образ мира, в то же время отражая эпоху, в которой жил. Он был генератором идей, главное, ему удалось не просто переложить язык древнерусского искусства, а вынуть из него ту жемчужину, то ценное, что есть в иконописи, и создать новое, не отрекаясь, а обобщая. «Это дано только гениям. Мы русские должны научиться ценить, чтить, любить и уметь пользоваться тем богатейшим наследием, которое нам оставил великий Голиков», — сказала Людмила Леонидовна.
Директор Государственного музея палехской миниатюры О.А. Колесова выступила с докладом «Творчество И.И. Голикова в контексте серебряного века». По её словам, Иван Иванович Голиков — не только гений для нас палешан, но он гений своего времени. Он в одном ряду с теми людьми, которыми гордится наша страна. И как воспитывалась эта личность, что повлияло на её становление — это очень важно. Рождение Голикова, как и рождение палехского искусства, нельзя назвать простой случайностью, стечением обстоятельств. То, что такое чудо произошло в Палехе, вполне закономерно. Палешане стояли у истоков тех творческих исканий в конце 19-го столетия, которые привели к небывалому взлёту русской культуры, и это явление потом назовут серебряным веком.
Сотрудник музея Е.А. Любимова рассказала о том, как Голиков собирал художников, призывал к новому палехскому искусству. Эти подробности сохранились в воспоминаниях принадлежащего к числу основоположников искусства советского Палеха Н.М. Зиновьева о Голикове, сыгравшего в жизни Николая Михайловича большую роль.
Голиков активно привлекал в артель новых членов, через короткое время в ней уже числилось 17 человек.
В августе 1926 года Зиновьев вступил в Артель древней живописи. Когда он показал Голикову свою работу, тот оценил: «Да ты лучше меня написал, у тебя дело пойдёт!» — эти слова вдохновили Зиновьева. К словам выдающегося мастера прислушивались и часто обращались за советом. Его считали великим художником. Вначале заработки в артели были небольшими. Николай Михайлович получал 24 — 26 рублей в месяц, примерно так, как и все члены артели, кроме Голикова и Зубкова. Их тогда называли машинами. Они очень быстро и качественно писали. Все мастера, несмотря на малый заработок, работали с большим желанием, старались написать одно произведение лучше другого. Николай Михайлович вспоминал, как рады были художники, когда за свои работы, экспонированные на международной выставке в Париже в 1925 году, они получили дипломы, а артель золотую медаль.
Молодая художница Мария Бокарева выступила с сообщением «Портрет Голикова работы художника Михаила Александровича Маркичева».
Художница О.С. Субботина рассказала о творческом союзе Балдёнкова и Голикова, проведя мысль, что Голикова познать до конца невозможно, как невозможно познать гениального человека.
Заведующая музеем иконы О.В. Шемарова — напомнила о первом экспонате палехской музейной коллекции. Таким экспонатом №1 оказалась работа именно И.И. Голикова. Это небольшая пластина из папье-маше «Плач Ярославны», написанная им в 1928 году. Интересно, что она обошлась музею в 20 рублей 50 копеек.

Из дневника Ефима Вихрева:

«Почему я не мог написать о Голикове законченной монографии? Может быть, потому, что он не уловим. О нём очень рискованно судить по одному произведению, а всех работ его никогда не найти - разлетелись по свету». 

«Я готовился к Палеху 12 лет, я искал его всю жизнь, хотя он находился совсем рядом, в 30 верстах от города Шуи, где я рос. И я нашёл эту чудесную страну тонконогих коней, серебряных облаков, древесной грусти и Ивана Голикова... Каждая его вещь неповторима. Все вариации различны. Он никогда не копирует самого себя».

Первые зрители нового фильма

Выставка «Сквозь бури эпохи» запомнится её посетителям ещё и тем, что здесь состоялась премьера документального фильма продюсерской компании «ВИВАТЪ» «Иван Голиков из села Палех». Руководитель компании М.Х. Каримова, представляя картину, обратилась к посетителям выставки:
- Хочу сказать, что это не первое наше прикосновение к лаковой миниатюре. У нас уже был сериал из четырёх фильмов о Мстёре, о её культурном наследии, который летом проходил по каналу «Культура» с большой удачей. Я как-то приезжала в Палех на открытие музея и обнаружила, что про такого гения и выдающегося таланта, как Голиков, нет полноценного документального фильма. Подумала, ну, значит, мне повезло, значит, судьба ждала нашего участия. Мы хотим это в первую очередь показать палешанам. Так что поздравляю, вы — первые зрители. Голиков, объединив всех в артель в 1924 году, сыграл огромную роль для всех промыслов. Палешане подали пример художникам из Мстёры, из Холуя, потому что те тоже были без работы, они искали свои пути в творчестве. В 24-ом году в Палехе, а уже в 1931-ом году образовалась артель лаковых миниатюристов во Мстёре, а в 1934 году — в Холуе. И художественный талант людей поднял их на такую высоту, до мирового уровня. Выражаю большую благодарность всем людям, которые содействовали нашей работе над фильмом. — художникам, графикам, музыкантам, певцам, и особая признательность, великое счастье для меня было познакомиться с Прасковьей Ивановной Голиковой, это необыкновенный человек и тёзка моей бабушки. Меня пробирает до слёз от её воспоминаний о своём папе.
Судя по откликам, устным и оставленным в книге отзывов, фильм произвёл большое впечатление на его первых зрителей. Кто-то восхищался, кто-то высказывал замечания, но во всех он вызвал всплеск эмоций и желание заново прикоснуться и постигать мир творчества Ивана Голикова.
Об Иване Ивановиче Голикове всегда вспоминают и как о человеке, очень любившем свою семью. Продолжатели его рода хранят память о нём, бесценные фотографии и воспоминания. На выставке и просмотре фильма в этот день присутствовали дочь И.И. Голикова Прасковья Ивановна, недавно отметившая 90-летие, со своей дочерью и внучкой, а также вдова Николая Ивановича Голикова Софья Михайловна, внук Ивана Ивановича Голикова — тоже художник Юрий Николаевич Голиков.
Думается, у всех выставка и всё, что происходило в этот день в музее, пробудили новый интерес к личности нашего великого земляка. Палешане и гости с благодарностью отзывались об организации мероприятий. Было приятно, что в Палехе есть люди, которые не просто хранят нашу историю, но и приучают нас так же трепетно относиться к прошлому и постигать его связь с настоящим, как это умеют они сами.

А.У. Греков, секретарь ВТОО СХР, член-корреспондент Российской Академии художеств:

«Село - академия. Красиво и поэтично, потому что за этим большой слой труда. Этой плеяде, которая сплотилась вокруг Голикова, удалось сделать некий прорыв, как бы сейчас сказали, ибо они были первопроходцами, они шли по целине и у них не было никаких особых ориентиров».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

412